Previous Entry Поделиться Next Entry
Великая Победа и русское старообрядчество
yuri_loskutov
rpso.ru/content.php
Ржев:
12 сентября 1942 г. – мученическая кончина протоиерея Андрея Попова, застреленного немецким солдатом на паперти Покровского храма. (Похоронен у южной стороны Покровского храма).
Начало 1943 г. – попытка оккупационных властей перед отступлением из Ржева вывезти из Покровского храма иконы и золоченый деревянный иконостас. Диакон Феодот Тихомиров смело заявляет немецкому начальству свой протест – в Покровском храме все должно остаться неприкосновенным. Немцы спорят – «все равно у вас это коммунисты заберут». Однако, не смотря на трехдневный арест, жестокие побои и угрозы расстрела «за сопротивление начальству», диакону удается сохранить убранство храма от разграбления.
3 марта 1943 г. – освобождение воинами Красной Армии последних оставшихся в живых жителей города (около 220 человек), запертых в заминированном и подготовленном ко взрыву Покровском храме. Только чудо Божие сохранило храм от взрыва и спасло жизни запертым в нем обреченным на смерть ржевитянам. (Этот день с тех пор считается днем освобождения всего города).

www.izdrewle.ru/izdrewle/history
Ростов-на-Дону:

Во время оккупации донской столицы в 1942 году немецкие власти решили вернуть верующим все сохранившиеся храмы. Так, в августе того же года была возвращена старообрядцам и Покровская церковь. Но они в первую очередь занялись не налаживанием богослужебной жизни, а озаботились судьбой раненых красноармейцев, которые остались в городе после отступления Красной Армии, не забывали старообрядцы и соседей — иудеев. В огромном подвале под храмом староверы во главе со старостой прятали тяжелораненых солдат. К сожалению, в сентябре 1942 года кто-то сообщил об этом оккупационным властям. Разыгралась кровавая драма: всех раненых красноармейцев и иудеев, найденных в подвале храма, а также основных представителей общины повесили на Соборной площади, девятнадцать других староверов были расстреляны на углу улиц Семашко и Ульяновской (о чём свидетельствует памятная доска, установленная там ещё в советские времена). Естественно, немцы сразу же закрыли церковь, она пустовала до 1945 года.


rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/drevlepravoslavnaya-tserkov-v-hh-veke
Москва:
В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем говорилось: «Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации ... Из центра старообрядчества – из достославной Москвы, с Рогожской заставы, – я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все как один вилами и рогатинами истребляли, и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа – немца –  всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага с священной земли нашей и тем самым приближать радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков». Миллион двести тысяч рублей собрала Архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны.


www.krotov.info/acts/20/1940/1945_drevle.htm
Москва:
... Силою же Христа, Спасителя нашего, наша доблестная Армия ко дням священной Пасхи, довершает полное крушение сил нашего врага, слуги сатаны, злостного Гитлера. Ныне об этом торжествуют все небесные силы и угодники Божии: с ними и мы торжествуем. Более трех лет враг наш, диявольский слуга, бесстыдный обманщик, безжалостно терзал дорогую нашу страну и проливал кровь наших братьев, наших сестер. Свыше пяти лет проливал кровь и терзал он людей в Европе и в других странах. И вот теперь к Пасхе Господь помогает нашей Армии совершить полное ему крушение, как и адских диявольских сил. Воистину ныне для нас «Праздник праздником и торжество есть торжеством» (из канона Пасхе). … Пусть наша доблестная Красная Армия будет исполнительницей воли Божией, заступницей за добро и победительницей зла. Она под мудрым водительством Великого Воеводы земли Русской Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА разбила нечестивых немцев, поругателей святыни, убийц женщин и детей наших. И в эти пасхальные дни мы, старообрядцы, поздравляем нашу доблестную Армию и нашего Вождя, Маршала СТАЛИНА, с великими победами и со славою, которую они принесли земле Русской. Вспоминая в этот великий праздник наших дорогих воинов, мы вместе с поздравлением усугубим за них свои молитвы. Каждый и каждая должны быть участниками сбора в фонд обороны одного миллиона рублей, как мы обещали. Особенно в этот знаменитый праздник каждый христианин должен быть участником взноса на это святое дело, чтобы впоследствии его совесть не сказала ему: «Раб лукавый, раб ленивый и бессознательный, ты спал, утучнял себя разными питиями и яствами в то время, когда твои братья и сестры проливали свою кровь за тебя и за твою родину». Пусть каждый из нас с дерзновением скажет: «Господи! В эту тяжелую годину испытаний и я сделал все, что мог на благо дорогой родины». И будем все радостно воспевать: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его», то есть не только разыдутся враги Божия фашисты, но и окончательно будут побеждены. «Яко исчезает дым, да исчезнут». Как пропадает дым, так пусть и они все исчезну, пропадут и сокрушатся, ибо недалеко то время, когда они будут окончательно побеждены. И тако возопием: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова». Аминь. Смиренный ИРИНАРХ, Старообрядческий Архиепископ Московский и всея Руси. Смиренный ГЕРОНТИЙ, Старообрядческий епископ.

  • 1
Приветственные адреса ничего не значат - достаточно почитать приветственные адреса наших епископов, съездов, делегаций мирян царям - от Петра до Николая 2. Если ориентироваться на эти адреса, то оные цари окажутся защитниками древлеправославия, мудрейшими руководителями страны.

Это не приветственные адреса. Это обращения пастырей к пасомым. А такие обращения всегда что-либо да значат.

Любой публичный документ в сталинскую эпоху был фактически приветственным адресом властям.

А непубличные документы владык Иринарха и Геронтия точно такие же.

  • 1
?

Log in