Previous Entry Поделиться Next Entry
В защиту безнравственности, пошлости и цинизма
yuri_loskutov
Новая предвыборная программа КПРФ "Десять шагов к достойной жизни [Зюганова]", если честно, меня, как этика, напрягла - и прежде всего обещанием защитить граждан "от безнравственности, пошлости и цинизма".
Видите ли, нравственность нравственности рознь. Есть серьезная разница (и даже в чем-то противоположность) между нравственностью рабочего и нравственностью капиталиста, нравственностью Христа и нравственностью Иуды, нравственностью адвоката и нравственностью прокурора и т.д. и т.п. То, что в одной системе нравственности считается нравственным, то в другой нередко считается безнравственным - и наоборот. Совершенно непонятно, какую именно нравственность собирается защищать КПРФ - из ее мутной практической деятельности можно сделать взаимоисключающие выводы по этому поводу.
О борьбе с пошлостью я уже писал, и не грех это повторить: "Я довольно скептически отношусь к "Википедии", но в данном случае она точна: "Пошлость — 1) скабрезность, непристойность, безвкусная и безнравственная грубость; 2) низкопробность в духовном, нравственном отношении, заурядность". Так вот, для меня интересной философской загадкой является следующее - почему борьба с пошлостью в первом указанном значении является, как правило, квинтэссенцией пошлости во втором значении? Это как раз тот случай, когда лекарство хуже, и намного хуже болезни. Полное отсутствие чувства юмора и менторский тон борцов с пошлостью в первом смысле всегда вызывают во мне чувство неловкости и острого стыда за них (прямо как от порнографии). В итоге, я, как ни странно, радуюсь, когда болезнь сама становится лекарством, и пошлость в первом смысле одерживает убедительную победу над пошлостью во втором".
Источник духовной низкопробности сегодня - это капитализм во всей совокупности его сторон (прежде всего - экономической, а также социальной, политической и собственно духовной). Таким образом, источником пошлости как духовной низкопробности выступает в том числе и буржуазная политическая система, успехами в рамках которой так гордится КПРФ! (Зюгановцы дразнят несистемных "красных" лузерами и повторяют в их адрес известную буржуазную мантру "сперва добейся"). Поскольку путинско-зюгановский режим есть один из источников пошлости во втором смысле, постольку у меня есть подозрение, что КПРФ собирается бороться с пошлостью исключительно в первом смысле (т.е. с "Камеди клабом") и, таким образом, лишить трудящихся острого духовного оружия против пошлости как заурядности и духовной низкопробности. Даешь скабрезные грубости в адрес тех, кто стремится нас убить или ободрать как липку!
А что касается цинизма, то принципиально важно то, от кого и в адрес кого он направлен. Когда, например, премьер Медведев допускает цинизм в адрес учителей - это одно, а когда учителя выражают цинизм в адрес премьера Медведева - это совсем другое! Цинизм - это оружие пролетариата! Буржуазия запрещает нам ковыряться в носу, учит нас (в том числе устами буржуазной по своей сути КПРФ) не быть циниками, но мы ковыряться в носу будем обязательно! Ведь отсутствие цинизма возможно только в бесклассовом обществе. А в предвыборной программе КПРФ слово "класс" (равно как и его производные) отсутствует напрочь!

  • 1
Что-то распадается в Вашей тезе, Юрий.

Вы рассматриваете два вида пошлости.
1) Скабрезность, непристойность.
2) Заурядность, низкопробность в духовном отношении.

Вас беспокоит то, что в процессе борьбы с первым видом пошлости, будет торжествовать второй. Но ведь так и должно быть. Ибо пошлость второго плана - это в меньшей степени "пошлость".

Третья ступень в этой иерархии - это высокие в нравственном отношении образцы культуры, которых много не бывает. Они как маяки возвышаются над серостью и заурядностью пошлости №2, ибо последняя представляет собой именно обыденность.
А вот пошлость №1 - это язвы, провалы в преисподнюю на теле обыденности.

С чего Вы взяли, что пошлость №1 (вроде "Комеди клаб") может быть "оружием пролетариата". Всегда и везде это средство дебилизации масс. Раблезианское развращение масс - это оружие тех сил, которые Вы причисляете к "буржуазии". Пошлость №1 невозможно использовать для созидания.

Получается, что если Вам запретят «бросаться какашками», то Вы почувствуете себя во многом обезоруженными. А чего стоят тогда Ваши убеждения, если средства типа "Комеди клаб" Вы можете рассматривать в качестве возможного оружия? Попробуйте еще раз прочесть свой текст на предмет оценки его инфантильности.

Нет, провал в преисподнюю - это пошлость номер два. Вдумайтесь в эти слова "духовная низкопробность" - сие является практически приговором! А пошлость номер один - это нередко (пусть и не всегда) - это реакция на пошлость номер два, стремление её преодолеть, например, в форме сатиры. Тот же "Камеди клаб" даёт блестящие образцы антибуржуазной сатиры, они были и в моём блоге.

"Духовная низкопробность"!
Я вдумался в эти слова.
Духовный продукт низкой пробы. Пожалуй, это даже антитеза бездуховности пошлости №1.

Пошлость №1 не может быть "антибуржуазной", даже если Вам кажется, что дикари и варвары хохмят над вашими политическими противниками.
Пошлость №1 = расчеловечивание. Но она частенько прикрывает борьбой с пошлостью №2.

Она обращается к тем струнам души (души ли?) человека, которые не могут сделать его Вашим единомышленником.
Впрочем, возможно Вы сами не понимаете толком, чего хотите, а Ваша терпимость (как минимум) к пошлости №1 является лишь индикатором этого факта.

Edited at 2016-09-07 12:47 (UTC)

Термин "расчеловечивание" выдает в Вас кургинянца. Как философ-гуманист, ничего не имею против исследования расчеловечивания, но кургинянцы суют этот термин куда ни попадя.

До чего же с Вами тяжело!
Вы бы опубликовали словарик тех терминов, которые нельзя употреблять, чтобы не прослыть в Ваших глазах:
1) кургиняновцем;
2)...
.....
n)...

Я понимаю, Вам так проще. Вы обнаружили "...новца" (терминология выдала), и по существу можно не отвечать.

Своеобразная у Вас свобода мышления.
(Да можно и не отвечать. Это не принципиально).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account