Previous Entry Поделиться Next Entry
Мораль православная и мораль никонианская
yuri_loskutov
Широко известный т. н. "православный эксперт" любит заявлять, что РПЦ МП - "церковь воинствующая", и что, мол, она не имеет право потерпеть поражение в войне со всякими усями-пусями. Но что есть Церковь Воинствующая в православии, и что есть церковь воинствующая в никонианстве? Это совершенно разные феномены.
Натиск агрессивной толпы никонианских активистов, призывающих за песни-пляски в ХХС посадить на семь лет (а то и сжечь) девушек из Pussy Riot, а также уголовно наказать журналистов и блоггеров, освещавших это событие, выявил одно существенное моральное обстоятельство, бывшее до этого несколько в тени.
Мораль этой агрессивной толпы - не православная, но сугубо антиправославная.
Вот православная мораль - Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 6, стихи 11-17: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие". (Толкование преподобного Ефрема Сирина: "Брань ваша, говорит, не против крови и плоти, то есть, не с людьми идет борьба у вас, - ибо хотя через людей неправедных, и гонителей, и врагов ведет с вами борьбу враг, - однако брань ваша, говорит, против начальств и властей, и против мироправителей тьмы сей, и против духов нечистоты"). Заметьте, апостол Павел не упоминает в качестве всеоружия Божия ни прокуратуру, ни полицию.
В противовес этому, фактическим лозунгом всяких чаплиных, дугиных, фроловых и тюренковых стал: "Наша брань против плоти и крови, за начальства, за власти, за мироправителей тьмы века сего, за духов злобы поднебесной". Подобные никонианские деятели не только не знают, но и никогда не знали, что такое православие (даже если некоторые из них тщательно пытаются играть роль православных старообрядцев). Да что православие - они даже Пушкина ("И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал") и Чехова, Льва Толстого и Блока готовы пустить псу под хвост. Это атака позднего, инквизиторского средневековья на наше Отечество, на великую русскую культуру.
Разжигание межконфессиональной розни - великая глупость, и я совершенно не собираюсь ею заниматься. В РПЦ МП огромное количество прекрасных, замечательных, глубоко уважаемых мною людей. В РПЦ МП еще остался некоторый след православной духовности, еще осталось ее некоторое "послевкусие", что лишний раз доказывается выступлением тысяч новообрядцев против уголовного преследования Pussy Riot. Однако весьма значительные силы в РПЦ МП свято чтут ее давние инквизиторские традиции, воплощенные в фигурах патриарха Никона, царевны Софьи, Петрушки "Антихриста" Романова, Николая "Палкина" Первого, Константина "Совиные крыла" Победоносцева, Тупталы, Дроздова и иже с ними. Какая линия победит в РПЦ МП - память о православной морали или традиции никонианской морали?

  • 1
+++"фактическим лозунгом всяких чаплиных, дугиных, фроловых и тюренковых стал: "Наша брань против плоти и крови, за начальства, за власти, за мироправителей тьмы века сего, за духов злобы поднебесной""+++
Так они ж тайные марксисты! Ибо у них бытие определяет сознание, а не наоборот, как должно быть у верующих!
Были бы они независимы от церкви, не связывали бы с ней бизнес, не кормились бы именем её, а чаплины ещё и работают а ней, могли бы высказывать объективные суждения. Так что диалектика материалистическая живёт и побеждает в самозванном "минестерстве правды" РПЦ :)

Пы.сы. А ведь двое из перечисленных--единоверцы... т.е. самые православные из наиправославнейших.

Не согласен. У православных верующих православное бытие должно определять православное сознание. Каковы поступки, каков образ жизни - таковы и мысли. Ясно, что у помянутой агрессивной толпы бытие далеко не православное.

А вот мысль возникла--если разные православнутые выступают с призывами посадить или сжечь, то разве это не разжигание межрилигиозной розни, не хулиганство, не ещё что-то являющееся нарушением УК? Где иски от общественности? Нет юристов? Не верю! У нас состав преступления можно найти в чём угодно. Пусть завалят суды исками к фанатам чаплинской позиции и к самому чаплину и т.д. Где блин общественность?!

Простите, это как раз Ваша мораль никакого отношения к православной не имеет, и гораздо ближе к никонианской.
"Фактическим лозунгом всяких чаплиных, дугиных, фроловых и тюренковых..."
Добавьте в этот список и протопопа Аввакума:
1) "Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, — одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле".
2) "Струна Иван, собрався с людьми, во ин день прииде ко мне в церковь, — а я вечерню пою, — и вскочил в церковь, ухватил Антона на крылосе за бороду. А я в то время двери церковныя затворил и замкнул и никово не пустил, — один он Струна в церкви вертится, что бес. И я, покиня вечерню, с Антоном посадил ево среди церкви на полу и за церковный мятеж постегал ево ременем нарочито-таки"
...Заметьте, что ап.Павел и прп.Ефрем Сирин в рамках Ваших цитат вовсе не велят стегать грешников ремнями. Так что, следуя Вашей логике, и у Аввакума мораль тоже "антиправославная".
Далее, Иоанн Златоуст в антиохийском цикле бесед ("О статуях") предписывает християнам пресекать богохульства даже путём удара хульника по лицу: "Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд — иди; если судья, допрашивая, потребует показаний — говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского".
Это ли не "брань против плоти и крови"? Значит, по-Вашему, и Иоанн Златоуст исповедует не антиправославную мораль.
Вы говорите: "Заметьте, апостол Павел не упоминает в качестве всеоружия Божия ни прокуратуру, ни полицию". Добро,вот Вам цитаты из Иосифа Волоцкого, там Вам и прокуратура и полиция:
"Так, святой Иоанн Златоуст (13 ноября.) видел, что ариане...стали прельщать людей и сочинили некие песнопения, чтобы смутить верующих в Единосущность, — тогда святитель умолил царя, чтобы тот изгнал их из города...
Так поступал и святой Феодор, Едесский епископ (9 июля.): хотя в Едессе было множество еретиков...когда же святитель увидел, до каких злодеяний дошли они — прельщают православных и разграбляют церковное имущество, — тогда и он отправился в Вавилон и умолил царя, чтобы тот истребил еретиков...
Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков".
Вот как рассуждали святые отцы! А по-Вашему выходит, что все они "исповедуют антиправославную мораль" и "ведут брань против крови и плоти".
Можно возразить, конечно, что прокуратура и полиция РФ - это не благочестивые цари и князи. Но это не меняет сути дела: Святое Предание однозначно говорит, что святые сами обращались и других учили обращаться к мирским властям для ПОКАРАНИЯ ПРЕСТУПНИКОВ - еретиков, отступников, богохульников. Ваш тезис, что это "атака позднего, инквизиторского средневековья на наше Отечество, на великую русскую культуру" - ложен и абсурден. Никакое это не позднее и не инквизиторское, а самое что ни на есть святоотеческое предание, о чём неопровержимо говорят вышеприведённые цитаты. Вы же вырвали две цитаты (ап.Павла и прп.Ефрема) из общего контекста Предания и на этом основании сформулировали модернистский тезис, ласкающий современное огуманизированное, расцерковлённое сознание. То есть именно Вы-то и продемонстрировали самую настоящую никонианскую мораль. Так, как Вы, не мыслили ни Аввакум, ни Иосиф Волоцкий, ни Златоуст. И ап.Павел с Ефремом Сирином тоже не так мыслили. Вырвать из Предания пару цитат и противопоставлять это всему остальному Преданию, Традиции, исторической практике Церкви - это чисто никонианский приём, схожий с протестантским.




1.) Священномученик и исповедник протопоп Аввакум не писал кляузы на скоморохов в правоохранительные органы. А писал он следующее: "Огнем, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Которые Апостолы научили так? Не знаю! Мой Христос не приказал нашим Апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицей в веру приводить".
2.) Pussy Riot не богохульствовали.
3.) Позиция Иосифа Волоцкого по отношению к еретикам опирается преимущественно на пример католической инквизиции, православное предание в этом вопросе, выдранное из контекста, притянуто Иосифом "за уши".
4.) Исус Христос: «Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы» (Матф.7;12). Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует эти слова Христа: «Здесь показывает нам кратчайший путь к добродетели: поелику мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим. Так, если хочешь, чтобы тебе благотворили, сам благотвори: если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби сам врагов: если хочешь, чтобы тебе никто не досаждал, не досаждай и ты никому: если хочешь, чтобы тебя все любили, и ты люби всех. Вообще, чего не любишь сам, того не делай другим: в сем случае и закон Божий и пророки говорят тоже, что повелевает нам и закон естественный».

1) Вот что писал исповедник протопот Аввакум царю: "Возьми-ка ты никониан, латынников, жидов Да пережги их — псов паршивых, А нас природных — своих-то, распусти — И будет хорошо".
Вы об этом действительно не знали?
2)"Pussy Riot не богохульствовали".
Вот как? Интересно, а как Вы расцениваете словосочетание бранного слова с именем Господним?
3)" Позиция Иосифа Волоцкого по отношению к еретикам опирается преимущественно на пример католической инквизиции..."
Вот оно как, оказывается. Так запишите же прп.Иосифа в компанию с "антиправославной моралью"! Почему же Вы тюренковых с дугиными помянули, а его забыли?

Что Вы можете ответить по существу на те исторические факты, на которые ссылается прп.Иосиф? Святые отцы обращались к мирским властям с просьбой покарать кого-то или не обращались?

Юр, давай проще! "Pussy Riot не богохульствовали"???????????????

Святой Дионисий Ареопагит в послании к Демофилу рассказывает, как святой Карп опечалился тем, что некто из неверных склонил одного христианина к безбожию. При этом святой Карп «просил Бога одним ударом молнии жизнь обоих прекратить без милости. «Произнеся это, – рассказывал он, – вдруг, казалось, увидел я дом, в котором я находился, сначала потрясшимся, потом своды его разделившимися на две половины и ярко горящий перед собою костер, который, поскольку место представлялось уже открытым, спускался ко мне с неба; само небо видел отверстым и на высоте неба – Исуса, которому предстояли в человеческом виде бесчисленные ангелы. Это я видел на небе и удивлялся». «Опустив же взор вниз, увидел я, – продолжал Карп, – самый помост расторгшимся над обширной и мрачной пропастью, и тех мужей, на которых я произносил проклятие, стоящих предо мною у зева пропасти в жалком виде, трепещущих от слабости стоп своих, но не низвергающихся в нее. Из глубины пропасти выходили змеи и то около колеблющихся ног их, извиваясь, опутывались, налегали на них и влекли к себе, то зубами и хвостами дразнили, льстили и всяким образом ухищрялись низринуть их в пропасть. Между змеями были и люди, которые также устремлялись на этих мужей, теснили, нападали на них и поражали; казалось, они близки уже были к падению, мало-помалу склоняясь частью против воли, частью добровольно на убеждения и вместе принуждения злого». И Карп рассказывал, что он, смотря вниз, чувствовал удовольствие, а о том, что происходило вверху, небрег; он досадовал и негодовал, что они еще не низринуты, и, многократно, но тщетно на этом настаивая, в негодовании проклинал их. Едва будучи в силах взглянуть на небо, он увидел на нем опять то же, что видел и прежде: Исус, милосердым оком взиравший на происходящее, восстав с высочайшего престола и снисшед к ним, простирал руку благости; ангелы, вместе с Ним подавая им помощь, одного с той, другого с другой стороны охраняли, и Исус говорил Карпу: «Уже простертой рукой твоей поражай Меня, ибо я готов и снова пострадать для спасения человеков, и сие Мне приятно, только чтобы прочие люди не согрешали. Но смотри, полезно ли тебе на пребывание в этой бездне и с этими змеями променять сожительство с Богом и благими и человеколюбивыми ангелами?» Вот то, что я от него слышал, и верю, что это истинно».

Преподобный Феодор Студит в послании к Феофилу, епископу Ефесскому, оценивая идею убийства еретиков, восклицает: «Что говоришь ты, богопочтенный? Господь запретил это в Евангелии, сказав: нет,— чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы. Ты же называешь величайшим из прекрасных дел позволение исторгать их. А то, что плевелами Он назвал именно еретиков, как тогдашних, так и последующих, т. е. всех, об этом послушаем Златоуста, который, изъясняя те же самые слова, говорит так: «Что Господь запрещает, говоря: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы? Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства; и еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной». И далее: «Что разумел Господь, сказав: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, как не то, что если вы приметесь за оружие и станете убивать еретиков, то неминуемо будут истреблены вместе с ними и многие из святых?» Это и случилось в наши времена; ибо кровопролития и убийства наполнили нашу страну, и многие из святых преданы смерти; слово Господне оказалось нетщетным, как засвидетельствовали многие. И для чего мы говорим, что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. … Так, Владыка, думаем мы, уничиженные; и, скажем по неразумию, даже Блаженнейшему Патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечом, и он согласился с этим. Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: «Не угодно Богу такое убийство», а второму, требовавшему одобрения на убийство: «Прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это». Таков ответ от нас, грешных. Вы же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то вдумайтесь в то, что объявил апостол».
Это и есть ПРАВОСЛАВНОЕ ПРЕДАНИЕ. А то, что утверждаете Вы с дугинистами - "мимо кассы".

Edited at 2012-03-23 12:14 (UTC)

"Это и есть ПРАВОСЛАВНОЕ ПРЕДАНИЕ. А то, что утверждаете Вы с дугинистами - "мимо кассы".
Не только с дугинистами. Но и с прп.Иосифом Волоцким, свт.Иоанном Златоустом, св.Феодором Едесским и еще целым рядом Отцов. И с прот.Аввакумом тоже - выше я процитировал его обращение к царю.
Вы не стесняйтесь, скажите откровенно, что считаете мною названных - людьми с "антиправославной моралью". А то двойной стандарт получается: дугиных и тюренковых Вы в своей статье заклеймили, а Иосифа Волоцкого и Ко - постеснялись. Вы уж честно констатируйте: целый ряд древлеправославных святых "исповедывали антиправославную мораль". Вовсе не с Никона и Софьи это началось.

Edited at 2012-03-23 12:57 (UTC)

Юрий, одна из "узниц совести" группы бешеная матка (pussy riot), за два дня до родов участвовала в этом действии. Да, самая пузатая это она. А вот теперь представьте православное государство времен стоглава, и вот эта вырожденка в публичном месте устроила бы такое. Что было бы с ней в этом православном государстве, в котором о никониянах с их моралью еще и слыхом не слыхивали? А что было бы с ней при Иоанне Златоусте догадываетесь?

Раньше бы эту отмороженную посадили бы в тюрьму при самом МЯГКОМ стечении обстоятельств, и там благодаря старданию и вынужденному самоуглублению у нее была бы возможность покаяться, и это чисто христианский подход, потому что на воле у таких людей нет никакого шанса задуматься о своей жизни и придти покаянию.
Такие как они, при современном уровне СМИ, развращают сотни тысяч, если не миллионы людей. И что, из-за одной бесноватой христианам нужно терпеть то что она развратит сотни тысяч?

Посадить ее это самое гуманное что можно сделать и для нее и для всех остальных. Проснитесь же наконец от безбожного светского гуманизма.

Я гораздо более уважаю православие 21-го века, нежели православие 16-17 веков. В т.н. "православном государстве" Церковь интенсивно РАЗВРАЩАЛАСЬ, что, в конечном счете, и привело к расколу. Если бы Вы сами попали в дораскольную среду (пьянство, сплошной мат, регулярный разврат, ежедневный разбой) - Вы бы ужаснулись. Группа "Война" просто один раз повторила то, что дораскольные христиане вытворяли регулярно. Так что светский гуманизм гораздо ближе к Христу, нежели развращенная церковность.

1 я статья соборного уложения ведь принята ещё при патриархе Иосифе. Вторую и в слово Исус туда добавили позже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account