Previous Entry Поделиться Next Entry
Три историософии православного старообрядчества
yuri_loskutov
Запрет на Совете Митрополии РПсЦ моей радиопрограммы "Летопись" (а еще раньше - запрет в РПсЦ на публикацию моей книги "Три искушения") имеет, по сути, историософское значение. Для тех, кто не слушал пятый выпуск "Летописи", поясню.
На сегодняшний день существуют три историософии православного старообрядчества. (Причем надо учитывать, что любая историософия обладает, как минимум, двумя компонентами - методологией исторического исследования и ценностно-смысловым содержанием).
1.) Историософия Ф.Е.Мельникова сотоварищи. Методология у неё - позитивистская (позволяющая с легкостью манипулировать фактами, чем она, подобно любой другой буржуазной историософии, и занимается). Ценности и смыслы - либерально-буржуазные. Практически официально признана в РПсЦ.
2.) Советская марксистская историософия старообрядчества. Методология - марксистская (гораздо более сложная и точная, чем позитивистская). Ценности и смыслы - радикально-атеистические, т.е. хамские. Здесь возникает один гносеологический момент, во многом обесценивающий достоинства марксистской методологии применительно к данному вопросу: рассуждая о тех или иных феноменах духовной культуры, недопустимо сознательно игнорировать смыслы и ценности объекта исследования. Это всё равно, что изучать историю русского марксизма исключительно по материалам черносотенцев и царской охранки. (Это же касается и применения Ф.Е.Мельниковым ценностей лихоимцев и масонов Рябушинских к истории православия).
3.) Историософия Ю.В.Лоскутова. Основная методология - марксистская, вспомогательная методология - веберовская (точнее, концепция Панарина-Кургиняна). Ценности и смыслы - святоотеческие. На данный момент запрещена в РПсЦ.
Вам не кажется странным то, что единственная на сегодняшний момент историософия православного старообрядчества, опирающаяся на святоотеческие (т.е. адекватные предмету исследования) ценности и смыслы, запрещена в Русской Православной старообрядческой Церкви?

  • 1
А почему бы не соединить свой взгляд с позитивистским? Точек соприкосновения гораздо больше.Я не собираюсь Вас опровергать или с Вами спорить. Но марксизм - это научное материалистическое мировоззрение. Как можно присоединить к нему святоотеческие ценности и смыслы. Это все равно, что на уроке анатомии говорить о важности человеческой души, о ее влияние на строение органов. марксизм может быть и груб, но он реалистичен. А святоотеческое пусть остается святоотеческим. Это как анатомия и история искусств. А РПЦ Вас, конечно, не примет, раз Вы позиции марксизма принимаете.

Во-первых, речь идёт не о РПЦ, а о РПсЦ. Во-вторых, история духовной культуры - это законный предмет для марксистского исследования.

А можно ли. ждбрый мой друг, познакомиться с Вашей книгой

Я ее за пределы РПсЦ не высылаю. Разве только кто-то из наших попросит для Вас.

Edited at 2017-02-11 16:37 (UTC)

Извините, не заметила с,т.е. старообрядческая. Но они тоже, очень чувствительные. И все-таки, духовная культура как продукт социально-экономического базиса. Такая постановка влияет на понимание духа.

Да, влияет. Базис ставит перед надстройкой различные духовные альтернативы. А вот что именно выбрать - стать иудой или исповедником - каждый решает для себя сам. И этот выбор находится в области духовной культуры.

Edited at 2017-02-11 17:14 (UTC)

  • 1
?

Log in