yuri_loskutov (yuri_loskutov) wrote,
yuri_loskutov
yuri_loskutov

Categories:

"Мафиози" Ромео и его трофей Джульетта



Я уже писал о том, что посетил в новой Мариинке "Ромео и Джульетту" в классической постановке Лавровского. (Вместе с женой, в её день рождения, но это к делу не относится). И выявил для себя одно очень примечательное обстоятельство.
Мне, как эстетически воспитанному на пермской (1972-го) и в некоторой степени авангардной постановке Боярчикова, поначалу происходящее на сцене показалось едва ли не хорошей художественной самодеятельностью. Ибо это был фильм, внешняя иллюстрация сюжета, в то время, как музыка Прокофьева исключительно про внутренние переживания героев, она про душу. Но Лавровский не так прост, как кажется на первый взгляд. Более того, он очень непрост; этот внешний примитивизм - сознательный. Ибо, когда появляется Джульетта, вскрывается то, чего нет у Прокофьева, да и у Шекспира тоже.
Партия Джульетты сделана Лавровским классно, "вкусно" и неповторимо. Его Джульетту не спутаешь ни с кем. И это партия (единственная в балете!), решенная в ключе современной (а на момент создания балета - остросовременной) хореографии. Эта партия выражает именно то, что заложил в нее Прокофьев - выражает движениями внутренние переживания. Говоря философским языком, Джульетта в ней выявляет свою экзистенцию. Таковы все партии в постановке Боярчикова, потому пермская постановка лучше, чем ленинградская, выражает суть прокофьевской музыки.
Итак, хореография Джульетты у Лавровского - современная, а все остальные партии у Лавровского сделаны в классической традиции (а-ля Петипа). Вот как интересно! У Ромео и Джульетты - разная хореография, а у Ромео с Парисом - одна! Особенно это заметно в дуэтах главных героев. Даже к алтарю Ромео и Джульетта идут не в ногу! О чем это говорит? О том, что Монтекки (включая Ромео), Капулетти, Парис и т.д. - это один социальный слой, в котором две, условно говоря, "банды" чего-то не поделили между собой. Монтекки и Капулетти можно было бы назвать даже мафиозными "семьями", если бы речь шла не о позднем феодализме.
Ромео участвует в этой войне кланов, значит, кто для него Джульетта? Правильно, трофей! Причем полученный особо хитрым, "партизанским" способом - и потому особо ценный. А Джульетте эта война не нужна, она в ней не участвует. Не участвует - и это принципиальный момент! Джульетта думает о другом, о любви. Но она ещё почти девочка, она наивна и неопытна, и потому не понимает, что нельзя доверять представителям враждебного клана. Была бы опытнее - вышла бы замуж за Париса и прожила бы намного дольше, но всё равно была бы несчастной. Ибо нет ей места в этом феодальном мире имени Петипа. Она в нём выглядит как инопланетянка. Ну или, скажем мягче, как гостья из будущего. Да, напомню, что у Петипа - именно феодальная хореография, выражающая особенности эпохи, когда графья и князья конкурировали за балетных прим, и потому пред графьями и князьями нужно было показать в балете "товар лицом". Хореографию Лавровского можно назвать даже в определенной степени феминистской - Джульетта у него явный центр повествования, главный персонаж. В то время как подобных Ромео - целая Верона. В итоге парень ощутил себя лузером, проигравшим войну и потерявшим свой трофей - оттого и наложил на себя руки.
Подчеркиваю, что такова картина, складывающаяся у Лавровского, но не у Шекспира, Прокофьева или Боярчикова. Картина интересная и социологически точная.
P.S. Ну, а Мариинка есть Мариинка - она на высоте, халтуру не гонит!
Tags: подрывная философия
Subscribe
promo nemihail 19:00, yesterday 68
Buy for 30 tokens
Заказчиков выступал никто иной, как российские спецслужбы. Это их почерк Фото: Яндекс Картинки (Киев) "Убийство Шеремета было совершено с целью дестабилизировать ситуацию". Всем желающим показали кадры с камеры видеонаблюдения, на которых запечатлены убийцы журналиста. Ими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments