yuri_loskutov (yuri_loskutov) wrote,
yuri_loskutov
yuri_loskutov

Categories:

Уркаганская мораль как угроза православному староверию

Древлеправославное староверие традиционно отличалось своей добропорядочностью. Это касалось в Церкви основной массы и священнослужителей, и купцов, и рабочих, и крестьян. Нарушение законов (например, в виде взяток) допускалось только для защиты свободы православного богослужения, как форма пассивного сопротивления репрессивным никонианским властям. Систематическая уголовщина в старообрядчестве вообще была явлением маргинальным, охватывающим преимущественно радикальные, еретические старообрядческие течения. Однако великая российская смута XX-го века, связанная с революционными и контрреволюционными процессами, взбаламутила древлеправославие так, что эта муть не осела до сих пор.
"Черным ходом", через который в РПсЦ проникает блатная, уркаганская мораль, выступает гнилая мельниковская историософия старообрядчества, которая имеет либерально-буржуазный, антикоммунистический характер и пользуется в РПсЦ большой популярностью - можно сказать, неофициально господствует в ней. С точки зрения мельниковщины (и родственной ей солженицынщины), от коммунистов пострадали прежде всего кулаки, которых изображают экономической основой староверия и деревни, крепкими хозяевами и едва ли не носителями высокой христианской культуры.
На самом же деле кулаки до 1931-го года (когда в эту категорию стали записывать кого попало) были вообще не крестьянами, а деревенской мафией, которая "держала в узде" крестьян-середняков - реальную экономическую основу русской деревни. Посмотрите на сегодняшних цапков - в "скрепную" путинскую Россию кулачество вернулось с еще большим размахом.
Начало кулачеству положили буржуазные реформы Александра Второго, а столыпинская реформа только увеличила количество кулаков. Так понемногу криминал стал проникать и в старообрядческую Церковь. Процесс коллективизации был, по сути, во многом процессом борьбы с криминалом в русской провинции.
В какой степени кулачество повлияло на староверие? Думается, и большевики, и пропагандисты мельниковщины несколько преувеличили степень этого влияния. К началу коллективизации многие древлеправославные христиане жили в городах, и были не только нэпманами, но и рабочими, служащими, интеллигентами. Да и в старообрядческих деревнях кулачество и подкулачники не составляли большинства. (Деревню, где большинство жителей состоит в мафии, вообще сложно представить, это весьма редкое явление).
Тем не менее, организованные преступные группировки в старообрядческой Церкви тогда имелись - и в полную силу они развернулись с началом коллективизации, лишавшей мафию "кормовой базы". Кулацкий террор был вполне реальным и широкомасштабным явлением, причем караемым в любом цивилизованном государстве. Апофеозом кулацкого террора стали кулацкие восстания, некоторые из которых считаются "старообрядческими". Церковные контакты с кулачеством, подкулачниками и сочувствующими им политическими активистами были в 30-е годы, как сегодня говорят, "токсичными". Именно через такие контакты уехали в ГУЛАГ многие старообрядцы, которые лично ни в чем не были виновны, но стали жертвами нквдшного рвения. Такова была судьба и святителя Геронтия (Лакомкина), и владыки Иринарха (Парфенова) - всё это известно по архивным документам.
Таким образом, сегодня значительная доля чад РПсЦ - это потомки уголовников. Не секрет, что реабилитация репрессированных шла и при Хрущеве, и при Горбачеве довольно неряшливо - наряду с действительно невиновными людьми реабилитировали и виновных. Особенно это касается историй, связанных с коллективизацией (понятно, что при Ежове процент невинно пострадавших был значительно выше). И вот теперь этим потомкам уголовников обидно за своих предков - тем более, что Мельников с Солженицыным надули староверам в уши идею об исторической правоте кулачества.
Для христианской Церкви это совсем не безобидно. Ведь христианская мораль по своей сути противоположна кулацкой (бандитской, мафиозной) морали. Что нам говорит христианская мораль? "Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь". (Рим.13;3-7) А что говорит кулацкая мораль? "Ради мамоны не плати налоги, лихоимствуй, убивай, терроризируй, свергай законную власть". (Наверняка здесь найдутся желающие поехидничать насчет большевиков - таковым отвечу, что большевики свергли НЕзаконную власть и вообще приняли первую Конституцию в российской истории).
И вот теперь потомки кулаков протаскивают в РПсЦ мораль не христианскую, но кулацкую. Особенно это характерно для старообрядческой Сибири - в этом регионе всегда были сильны уголовные традиции. Для носителей кулацкой морали бандиты - это "воины света, воины добра", а начальствующие большевики - даже не люди, а бесы.
Слава Богу, на соборном, общецерковном уровне такая тенденция пока не повлияла на РПсЦ. Более того, в 2012-м в РПсЦ состоялась соборная реабилитация сталинизма - путем канонизации святителя Геронтия (Лакомкина), умершего убежденным сталинистом. (Впрочем, у нас есть желающие узаконить епархиальную канонизацию местночтимых - если эта идея пройдет, то сколько представителей ОПГ будут канонизированы епархиями как "мученики" и "исповедники"?). Тем не менее, неофициально господствующая в РПсЦ не святоотеческая, но буржуазная мельниковская историософия, а также популярная в Церкви смрадная солженицынщина постоянно подпитывают кулацкую, бандитскую мораль. А так недалеко и до появления старообрядческих цапков ...
P.S. Кстати, кулацкая мораль реально подпитывает и неонацистские настроения в староверии. Ведь если ты против Сталина, то ты за Гитлера. (Либералы во Второй Мировой, напомню, были в своей массе ЗА Сталина).
Tags: РПсЦ, подрывная философия
Subscribe
promo yuri_loskutov october 28, 2030 23:48
Buy for 20 tokens
Кандидат философских наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета. Христианин Русской Православной старообрядческой Церкви. Сторонник Пиратской партии. Важные записи: Обо мне: Промысел Божий Профессиональное Профессиональное - 2 3 октября 1993-го…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments