"И сам ты, имея опыт искушения, разумеешь, сколько скорби и развращения имеется в мире сем мимоходящем, и сколько злодеяний сотворяет он любящим его, и как смеется он над посмертной судьбой работавших на него; кажется сладок, когда ласкает вещами, но впоследствии оказывается горьким. Ибо чем более люди стремятся стяжать мирские блага, тем более попадают под власть мира сего и тем более возрастают скорби, порождаемые им. И думают они, что мир благ, но он благ лишь по своей видимости, а внутри же исполнен многого зла: но тем, кто имеет разум истинно благой, мир сей явно раскрывает свою сущность, да не возлюбят они мир. По скончании же жизни сей что происходит? Утверди свою мысль в сказанном. Если кто славу, и честь, и богатство имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли, и как дым исчезли? И многие из тех, кто обращался к вещам мира сего и любящих его во время юности и благоденства своего, были скошены смертью своей как цветы полевые и не по своей воле отведены были отсюда. А когда пребывали в мире сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пытаясь найти способы стяжания прибытков мира сего". Преподобный Нил Сорский.
В этой философской цитате ключевое слово - "вещи". В патристике давно понимали то, что объективная реальность содержит в себе острейшее, ключевое противоречие - между человеком и вещью. (Понимали это даже до концептуализации понятия объективной реальности, данной нам в ощущении). Начало научному раскрытию указанного противоречия положил Маркс в своей концепции овещнения, но у Энгельса, Ленина и в советской философии объективная реальность представлялась, как правило, почти по-спинозистски - неким абсолютным монолитом, придатком которого выступает человек. В итоге спинозист Ильенков самообнулился, спинозист Науменко самообнулился по примеру Ильенкова ... Неужели кто-то из коллег-материалистов теперь самообнулится по примеру Науменко? Фанатов Ильенкова в России много ... Но, надеюсь, хотя бы теперь материалистам станет понятно, что языческое любование идолом материи, языческое преклонение перед этим идолом является духовным тупиком?! Это я говорю как философ-материалист и специалист по субстанции.
Journal information