Конечно, это верно. Вся мировая философия может быть правомерно рассмотрена в том или ином религиозном контексте. Так-то оно так, но есть один нюанс.
Недавно я писал о том, что философ должен очень строго относиться к своим собственным высказываниям, ибо сфера деятельности философа предполагает наличие множества перформативных эффектов. Напомню о том, что перформатив - это речевой акт, равноценный поступку. Это высказывание как поступок. Высказывания философа формируют его собственный профессиональный (или непрофессиональный), а также - в целом - духовный (или бездуховный) облик.
Но ещё строже, чем философ, должен относиться к своим высказываниям христианин. Ибо соотнесение содержания высказываний носителя христианской практики с самими актами этих высказываний и с самой этой практикой во всей ее полноте формирует ещё большее количество перформативных эффектов, нежели соотнесение содержания высказываний философа с самими актами философских высказываний и с философской практикой. Ведь философская практика в подавляющем большинстве случаев ограничена деятельностью по производству теоретической рефлексии, а христианское вероучение такого обыденного ограничения не имеет, оно захватывает в свою орбиту жизнь человека в целом.
Проще говоря, о чем бы ни говорил христианин, он должен всячески воздерживаться от явных или неявных оскорблений в адрес Исуса Христа и Его учения. Если речь идет о сложных теоретических и вообще духовных вопросах, то избегание перформативных ловушек - это тяжелая, почти ювелирная работа. (Мне ли об этом не знать - я много времени посвятил анализу соотношения патристики и марксизма).
В таком свете примечательно то, что философия дугинизма - это просто образцово-показательный пример полного и даже нарочитого игнорирования перформативных эффектов. Подобный пример весьма редок не только в религиозной, но даже и в светской философии. Это какая-то подчеркнутая духовная неряшливость, которой дугинисты даже бравируют. Со всего разбега в грязную лужу плюх! Это не просто широкий набор перформативных противоречий, но и просто какое-то перформативное бесстыдство.
В силу данного обстоятельства та явная лояльность, которую оказывает по отношению к дугинизму Московская митрополия РПсЦ, является проявлением духовного недуга, духовной неразборчивости. Для нашей РПсЦ это просто опасно как в духовном, так и в политическом отношении. В духовном отношении Московская митрополия путем поощрения дугинизма поощряет фактические поношения в адрес Христа и Его учения. А в политическом отношении поощрение дугинизма (равно как и поощрение мельниковщины, которая с дугинизмом отчасти пересекается) опасно тем, что публичный дискурс РПсЦ наполняется большим количеством перформативных ловушек, которые пока не сработали только потому, что на публичное унижение РПсЦ нет политического заказа. Однако никто не даст гарантию того, что такой заказ не появится в будущем. Если это произойдет, то репутация РПсЦ в российском обществе будет уничтожена за полгода. Со всеми крайне печальными последствиями.
Однако в старообрядческом мейнстриме считается, что староверие позорит Лоскутов со своим философским "миноискателем", который на эти духовные "мины", на эти перформативные ловушки прямо указывает - и предлагает "разминировать" их, пока они не "взорвались" в пространстве всероссийского пиара. (Лоскутов просто не хочет, чтобы мать-Церковь позорили). Напротив, старообрядческий мейнстрим поощряет тех, кто эти "мины" под РПсЦ закладывает. "Мин" под внешним благочестием не видно, внешне всё чинно ... Дугинская борода скрывает духовное непотребство ... А вот если на кнопочку кто-нибудь нажмет?
P.S. Если вы думаете, что без Лоскутова и без его запрещенных в РПсЦ просветительских проектов никто об этих "минах" не узнает, то вы глубоко ошибаетесь. Лоскутов - не единственный социальный аналитик на Руси. Да и соответствующей информации кое у кого наверняка больше, чем у меня - я пользуюсь только открытыми источниками. Но я - социальный аналитик, действующий в пользу РПсЦ, а другие социальные аналитики могут действовать ей во вред.
Journal information