Константин Сёмин - хороший журналист, однако о вопросах эстетики лучше бы ему не писать ...
http://www.odnako.org/blogs/rok-lobotomiya-chast-2-diktatura-uniniya-bezdarnosti-i-vtorichnosti/
"А война мировоззрений была проиграна не без прямого участия импортной и домашней массовой культуры, наиболее деструктивной частью которой была и остаётся рок-музыка. Поэтому продолжим отслеживать коррозийное влияние рока на советское/российское общественное сознание. С картинками. С примерами. С пояснениями. Откуда у автора такая дерзость? Кто дал ему право мешать с грязью Гребенщикова и записывать Цоя в агенты ЦРУ? Поверьте, автор в теме. Просто поверьте автору на слово".
Вот прямо так - наиболее деструктивной! Не блатняк, не идиотская попса, не журнал "Огонек", не Чумак с Кашпировским, не бестселлеры про "диагностику кармы", а именно русский рок объявляется злом № 1, разрушившим советскую культуру. При этом данный тезис предлагается просто принять на веру ...
"Секрет любого популярного рок/поп-произведения, в сущности, довольно прост. Это повторение. Именно повторение, навязчивое воспроизведение (тактов, куплетов, припева, музыкальных фраз) — вот то, что заставляло девушек на концерте «Битлз» биться в экстазе. ... Повторное воспроизведение коротких фрагментов — самый эффективный метод погружения человека в транс, упорядочивания человеческой общности. Это справедливо для агитации и пропаганды, во все времена основанной на повторном воспроизведении смыслов. Это справедливо для массовой музыкальной культуры. Повторение — мать учения".
Музыка барокко, Стравинского, военные марши тоже изобилуют повторениями. Скинуть всё это с корабля современности? А ничего, что в мануфактурном, заводском - одним словом, в индустриальном обществе музыкальное повторение очень точно отражает производственный процесс (вплоть до его звуков) и вообще ритм всей жизни?
"Питерский рок-клуб подарил стране трёх коней советского апокалипсиса: «Кино», БГ, ДДТ. Три сивых мерина: Цой, Гребенщиков, Шевчук. Равно бездарные, они тем не менее внесли разный вклад в общее дело. Слово «бездарность» тут ключевое".
Кстати, а кто, с точки зрения Константина Сёмина, талантлив? Он упоминает Александру Пахмутову: да, это вполне достойный пример - любимый композитор группы "Раммштайн", как-никак! :-) А еще: "Рок отменил любые (свойственные, кстати, и русскому шансону, и, конечно, советской песне) размеры, кроме 4/4. Рок на годы вперёд впаял нам в мозг американскую схему «куплет-припев-куплет»". Вот! Оказывается, группы "Бутырка" и "Воровайки" - образец пропутинской эстетики. Но из гимна России схему "куплет-припев" (пришедшую прямо из гимна СССР), видимо, предлагается изъять ...
Почему же именно блатной "шансон" (вкупе с советской эстрадой) на сайте "Однако" предлагают считать эстетическим образцом, а русский рок - исчадием ада? Да потому, что идеология криминала (да и хоть трижды советская, но попса) не посягает на основы капиталистического строя, в то время, как рок - музыка социальных изменений! Любых изменений - и реакционных, и прогрессивных. А путинский режим сегодня боится что-нибудь серьезно поменять, как черт боится ладана ...
Лично я уверен, что Шевчук исключительно талантлив, а Цой с Гребенщиковым прямо-таки гениальны. (И для меня все трое - неотъемлемая часть замечательной и разнообразнейшей советской культуры!). Но дело не в этом ...
А дело в том, то культура - штука очень сложная и весьма прихотливая. Культурные связи подобны переплетению мангровых корней или вологодскому кружеву. Возьмем того же Гребенщикова - связь его творчества с русским романсом и вообще с русской поэзией Серебряного века несомненна. Не случайно же Борис Борисыч записал целый альбом песен Вертинского! Объявляем БГ бездарностью - выпиливаем бензопилой огромный и удивительный пласт отечественной культуры. Виктор Цой - отменный поэт-символист, а его музыку сегодня играют симфонические оркестры ... А возьмем западный рок. (Даже не принимая в расчет те же симфонические оркестры, играющие Дип Пёрпл). Моя любимая фолк-роковая группа Clannad (как и многие другие западные рок-группы), например, испытала сильное влияние григорианского хорала. А от кого идет последний? От православного святителя - папы Григория Двоеслова! Григорианский хорал - ближайший родственник русского церковного знаменного распева ... А блюз? Это же весьма сложный музыкальный жанр, без которого западный рок вообще немыслим. Блюз-рок - это музыка, порой не уступающая по сложности шедеврам барокко ... И как из такого кружева выпилить куб?
Но блюз-рок слушать опасно - а вдруг начнешь думать?! Лучше слушайте группу "Воровайки" и голосуйте за "Единую Россию"!
Кстати, у Сёмина написано - "продолжение следует" ... Так что нас ожидает еще много "удивительных открытий" в области эстетики ...
Journal information