"Для старовера основой религиозности, основой истины, является его принадлежность к культуре, он не мыслит себя в интернациональных или глобалистских рамках, старовер всегда привязан к русской культуре ... Идеология старообрядчества заключается в том, что русскость является критерием всех вещей".
С православной религиозной точки зрения, нет никакого "старообрядчества". Есть Церковь Христова (белокриницкой иерархии) и еретики первого, второго и третьего чинов. С православной религиозной точки зрения во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни нерусского. В РПсЦ есть и татары, и финно-угры, и евреи, и жители Уганды, и пакистанцы. Христианство принципиально интернационально, и высшим критерием является для христианина не русскость, а Христос. "Русская вера" - это фантом.
"Может, нам стоит подумать о том же подходе, когда мы восприняли бы старообрядчество, как оппозиционное движение внутри Православия и позволили бы старообрядчеству влиться в Русскую Православную Церковь на правах широкой автономии, где просто не препятствовалось сохранение всех форм, но и поощрялось, помогали бы открывать новые старообрядческие храмы, продвигали бы старообрядческое сознание, культуру. Но здесь должна быть обоюдная ответственность, должно прийти осознание, что старообрядчество никогда не мыслило себя вне общей русской церкви, они должны быть заинтересованы чувствовать себя частью чего-то большого, целого".
"Старообрядческие" конфессии (включая и Церковь Христову) всегда мыслили себя вне никонианства. Для Церкви Христовой это и каноническая, а не просто мировоззренческая позиция. Церковь Христова - это целое, а не часть.
"Возвращаясь к визиту В.В. Путина на Рогожское кладбище, я считаю, что государственная власть, так же, как и в диалоге с РПЦЗ, может быть главным гарантом и главным переговорщиком. Как ни странно, русская власть, если мы говорим об истории, разделяла и не способствовала объединению старообрядчества с РПЦ, а сейчас наоборот, русская власть может способствовать этому объединению, путем того, чтобы подчеркивать единое целое между православием и старообрядчеством".
Это просто провоцирование путинского режима на организацию новых религиозных потрясений.
"Нужно понимать, что крещение имеет формы и содержание. В данном случае нарушена форма, но содержание не нарушено, так как ребенка крестят во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, у него есть крестный, читается Символ Веры, вся догматика соблюдается. Здесь мы должны понимать разницу между общим и частным, что нарушения священника - это его личные нарушения, которые должны как-то наказываться, но при этом они не меняют содержание. ... За нарушение форм каждый человек несет персональную ответственность, притом, что человек, над которым таинство совершается, все равно приобщается общей благодати. И наоборот, можно представить, что форма полностью соблюдена, но можно сказать, что человек некрещеный, когда это делается для профанации, для перфоманса. Погрузят его, а он не верит в это, здесь точно можно сказать, что человек некрещеный, хотя форма соблюдена. Тоже при рукоположении, человек может пройти всю формальность, а при этом быть атеистом. Поэтому я считаю, что большее внимание нужно обращать не на форму, а на внутреннее содержание".
Как философ, отмечу, что форма и содержание неразрывно и диалектически связаны друг с другом. Форма довольно серьезно влияет на содержание, а содержание - на форму. Не может быть у одного религиозного предмета еретической формы и православного содержания.
В общем, снова и снова вопрошаю - доколе "пятая колонна" в РПсЦ будет за деньги развивать антиправославный портал "Русская вера"?!
P.S. Единственный православный раздел на Рувере - это ответы священников РПсЦ на вопросы читателей.
Journal information