Философ-марксист из Екатеринбурга Андрей Коряковцев критикует критику "потреблядства"
"Люблю гулять по Торгово-Развлекательным Центрам, вот сейчас целый час бродил по Гринвичу. Что же в них такого примечательного? А вы посмотрите на них глазами героев Диккенса, Гюго, Достоевского, Толстого, Горького, а пуще - прогуляйтесь по ним после прочтения "Положения рабочего класса в Англии" Энгельса, а потом, придя в ближайший ТРЦ, раскройте все ваши чакры. Зачем? Чтобы практически, чувственно, зримо ощутить социальный прогресс: "барство", "вещизм", "мещанство" перестали быть уделом избранных, они стали достоянием огромного множества трудящихся. В ТРЦ реализован архетипические образы и волшебного дворца и скатерти-самобранки и просветительский проект советского "Дома культуры", организующего культурный досуг пролетариев (если что, то "шоппинг" - это тоже культурный досуг, между прочим; есть, правда, более содержательные варианты, но уж что кому).
"Общество потребления" правильно и справедливо критиковали - слева и справа, забыв только указать на его конкретную историческую значимость (освоение трудящимися культуры господствующего класса как фактор их развития), но, что самое важное, забыв о том, что альтернативой мещанской сытости служит не отсутствие сытости вообще. Каков же итог глупой левацкой и правацкой критики "потреблядства"? Тип потребителя-гедониста сменяет не массовая "творческая"/"духовная" личность (чаемая ими), а ригорист-аскет, почитатель "духовных скреп", чье доминирование является условием для свертывания "социального государства", всех этих плюшек, делавших "общество потребления" возможным. Так иррациональная социальная критика способствует неолиберализму".
"Общество потребления" правильно и справедливо критиковали - слева и справа, забыв только указать на его конкретную историческую значимость (освоение трудящимися культуры господствующего класса как фактор их развития), но, что самое важное, забыв о том, что альтернативой мещанской сытости служит не отсутствие сытости вообще. Каков же итог глупой левацкой и правацкой критики "потреблядства"? Тип потребителя-гедониста сменяет не массовая "творческая"/"духовная" личность (чаемая ими), а ригорист-аскет, почитатель "духовных скреп", чье доминирование является условием для свертывания "социального государства", всех этих плюшек, делавших "общество потребления" возможным. Так иррациональная социальная критика способствует неолиберализму".