20

Между прочим, сегодня 20 лет, как я защитил кандидатскую ("Категория субстанции и концепция исторического процесса", специальность 09.00.01 "Онтология и теория познания").
Значительной части нашего пермского философского ученого совета уже нет в живых - Орлов, Васильева, Утробин, Кайдалов ... Да и сам ученый совет приказал долго жить ...
Что у меня в активе за эти двадцать лет? Трое детей, возвращение в РПсЦ, новая квартира, должность доцента и соответствующее научное звание, несколько десятков научных публикаций, блог в ЖЖ (зеркало в Дримвизе) с филиалами в Фейсбуке и ВКонтакте, запрещенная публицистическая книга, запрещенная радиопрограмма, неоднозначная (но мне это нравится) репутация. Докторская пишется.
Могло быть лучше? Возможно. Могло быть хуже? Наверняка. Я врал себе и окружающим? Нет - и это самое главное.
promo yuri_loskutov october 28, 2030 23:48
Buy for 20 tokens
Кандидат философских наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета. Христианин Русской Православной старообрядческой Церкви. Сторонник Пиратской партии. Важные записи: Обо мне: Промысел Божий Профессиональное Профессиональное - 2 3 октября 1993-го…

Абсолютно верная статья. Инициатива Жебелева отвратительна и воняет как куча слоновьего говна

properm.ru/news/society/180164/
"Дмитрий Жебелев, человек - «дедморозим», одним небольшим текстом пробудил все инфантильное, что есть в пермском характере, при этом сделал он ровно то, что и следовало бы делать чаще таким людям как он. И показал пермякам, как работают популизм и Грета Тунберг.
Но давайте сначала. Итак, Дмитрий Жебелев написал текст, в котором задался вроде бы простым вопросом: «В Прикамье новый губернатор, строительство зоопарка почти провалено и приостановлено — сейчас самое время спросить — а нужен ли он вообще?» Далее автор объяснил, что на это дело заложено почти 5 млрд рублей, а эти деньги можно потратить на парки-скверы или на больницы-поликлиники, или на школы-детсады. Может деньги-то перераспределить на более важные нужды?
И сам же Дмитрий в конце формулирует свою точку зрения: город превратить город-парк, новый зоопарк не строить. Старый закрыть, зверей раздать в другие зоопарки. Ниже опрос и слоган: «Счастье пермяков должно быть не за горами, а в Перми». Текст с наивной аргументацией, но количество восторженных перепостов достигло уже трех сотен, его перепечатали многие СМИ, а уж количество обсуждений в соцсетях, планомерно перерастающих в грандиозные холивары, и посчитать сложно. Почему? Ведь подобные записи регулярно кто-то выдает, к ним достаточно сложно относиться серьезно и они не становятся «горячими» и не делаются политическими поводами. А здесь «хлопок газа». Мне кажется, причин две: магия имени и проблема восприятия с отключением (временным, надеюсь) критического мышления. В общем-то, именно так и работает популизм. Бывает «наивное искусство», есть и «наивная» политика. Сначала о фигуре. Люди, которые походя бросают «да на что там какой-то благотворитель может повлиять», отстали лет на 10. С точки зрения общественных наук и политики Дмитрий Жебелев давно «ЛОМ (лидер общественного мнения)», «референтная фигура», «фигура влияния», как ни назови. Он единственный из всех пермских общественников попал в рейтинг ТОП-100 влиятельных персон Пермского края. На 61 строчку. Ни градозащитники, ни оппозиционные политики , ни даже члены больших федеральных советов в сотню не попали. В списке он выше депутатов Госдумы, лидеров региональных отделений партий, ректоров и многих других. А главное, Дмитрий сейчас в Прикамье является примером человека, который однозначно совершает однозначно добрые дела с однозначно положительными результатами. Практически символ хорошего, доброго, милосердного и вот этого всего светлого. И это значит, что его высказывания важны, вызывают доверие и пермским обществом воспринимаются, как минимум как повод задуматься.
А теперь о восприятии. Ведь что касается аргументации от Дмитрия, то она ведь и правда наивна. Вот это вот древнее в стиле: «… давайте раздадим деньги бедным, в других местах они нужнее, в Африке слоны голодают, а в Казани сто парков построили». Простите, это правда аргумент? Чтобы построить бассейн надо обязательно снести храм и наоборот? Это действительно можно обсуждать всерьез? По-моему, это не работало еще в Древнем Риме, когда еще те политики понимали - невозможно выбирать между хлебом и зрелищами.
Ну ок. Для апологетов этого замечательного приема и способа управления, приведу пример из недавнего прошлого. Не про 130 млрд годового бюджета Прикамья, не про длинный список школ, детсадов, поликлиник и скверов, деньги на которые давно есть (12 млрд рублей с прошлого года осталось от незавершенных строек), но которых все равно нет. Так вот, пару лет назад под тем же практически лозунгом: «Давайте отдадим бюджетные деньги туда, где нужнее» и под такую же поддержку «общественности» умертвили «Амкар». Сэкономили 400 млн рублей в год. И? Заколосились бананы? Выпала манна? Нет, просто в крае убили большой футбол без шансов на восстановление, и все. Так что инфантильным сторонникам идеальной конструкции «масло вместо пушек» сообщу, что это так не работает. Прикончив зоопарк, мы просто прикончим зоопарк, и более ничего.
Но вернемся к аргументам. Дмитрий сначала предлагает всех зверей «…передать в зоопарки с самыми лучшими для них условиями», а через две фразы «…сам зоопарк закрыть — животные не должны жить в клетках и загонах, даже самых просторных». Мне одному видится тут некое логическое противоречие? Не должны жить в клетках совсем или должны, но не в пермских клетках? Надо как-то определиться, мне кажется. Нам уже выпускать всех домашних попугайчиков и морских свинок из клеток на волю или еще немного можно подождать? И поскольку в одном абзаце заложено противоречие, возражать по существу не возможно. Можно либо соглашаться, либо отрицать совсем.
И вот на эти в общем довольно наивные аргументы и логические приемы пермяки откликнулись со всей инфантильностью и восторженностью, которых раньше не было заметно: «Да-да, давайте переделим деньги и выпустим зверюшек!» Знаете, что это больше всего напомнило? Незабвенную и по-своему гениальную Снежану Денисовну из «Нашей Раши». «Скоро к нам прилетят голодные скворцы, которым нужен домик. А вы же не хотите, чтобы скворцы умерли?» — спрашивала вкрадчивым голосом добрая и отзывчивая учительница. «Не хотим!» — дружно отвечают ей дети. «Так давайте построим им большой скворечник!» — призывает опытный педагог и дети скидываются на срочное строительство двухэтажного скворечника с четырьмя спальнями и тремя ванными комнатами. Не помните послевкусие после скетчей? А мы же, вроде, не дети. И должны понимать, что проблема не в том, помогать скворцам или не помогать, проблема в нашем детском (в плохом смысле) отношении и отсутствии нормального критического мышления.
На самом деле Дмитрию Жебелеву надо сказать еще одно спасибо. Он показал, насколько важная точка зрения подлинных лидеров общественного мнения для пермяков. Он показал, насколько мало ЛОМы, позиций которых люди ждут, высказывают свои точки зрения. Наконец, он продемонстрировал, насколько легковерными и инфантильными мы становимся, будучи закрытыми в коробках трех соцсетей, отсутствия разных взглядов и точек зрения, затопленными в море бессмысленной информации.
А главное, Дмитрий Жебелев впервые за долгое время наяву продемонстрировал как работает популизм в конкретном Пермском крае. Хорошо работает. Необходимые элементы: магия имени, обращение к детским эмоциям, наивные лозунги и, главное, искренность. Теперь я немного больше стал понимать феномен звезд «инстаграма» и Греты Тунберг, чья команда использует ровно те же приемы сознательно. Это полезный и важный урок пермским политикам. Вот какую силу и влияние может иметь простой и безыскусный, а главное искренний популизм. Политтехнологически это выглядело настолько классно, что, да простит меня Дмитрий, на секунду я задумался, не двинул ли он в политику.
На месте ветеранов есть смысл опасаться такого конкурента, не правда ли?
P.S. Отвечая на неизбежный вопрос. Уверен, что новый зоопарк Перми нужен. Чтобы Пермь уже «сломала» карму и почувствовала вкус победы, а не болотной жижи. Чтобы дети могли увидеть реальных зверей и понять, как далеко и как недалеко мы от них ушли. Узнали бы, что славный тигрик может не только миловаться, но и со страшным рыком жрать мясо, что слон не только много ест, но и много какает, и что звери еще и пахнут. Чтобы уроки биологии там проводить для школьников, чтобы взрослые иногда могли чувствовать себя детьми. В конце концов, чтобы у этого зоопарка был призрачный шанс когда-нибудь превратиться в Космозоо.
Я тоже наивный.

Олег Русских, журналист".

Бывшая Украина как она есть



Я ещё с 2014-го называю эту территорию "бывшая Украина". Мне не верили. Но вот наглядное доказательство "от коронавируса". Оказывается, там нет не только государства, но и политической нации. И признание тамошнего журналиста: "Нас уже нет. Как государства, сообщества, страны. Так, некая географическая территория".

Юнна Мориц об охранительской интеллигенции и о многом другом

"Это – интервью, которое было 17 лет назад, я дала его Ольге Кучкиной, поэту, прозаику, журналисту.

Юнна Мориц: "Я рано попала в плохую компанию"
О деньгах, свободе и поэзии
- Раньше говорили: советский поэт, антисоветский. Быть русским поэтом - что это значит?

- А что значит быть русским ученым, русским путешественником, русским архитектором, художником, артистом, русским врачом, философом, русским лесом (оказавшимся вдруг за границей!), русским облаком в русском небе?.. Однозначный ответ невозможен, он немедленно стал бы крупным месторождением спекуляций и агитпропской пошлости.

Лично для меня это значит - быть. Поэтом. Человек, вписанный в колесо (вниз головой!), - таков поэт в одном из образов классической древности. В этом античном взгляде на природу поэта есть нечто абсолютно русское. Язык русской поэзии в колесе русской и всемирной истории.

Советским же, антисоветским и постсоветским бывает режим, а отнюдь не поэт. К поэтам нигде никогда не присобачивают имя режима. Ты когда-нибудь слышала, что бывают поэты феодальные, капиталистические, республиканско-федеративные, халифатские, конституционно-монархические?

У меня были авторские вечера на международных фестивалях поэзии во многих странах Запада. Разве там мыслимо такое: выступает лондонский, техасский, стокгольмский, федеративный, мадридский капиталистический поэт?! Эта дремучая дикость - только у нас! И ее навалом: московский, питерский, тамбовский, сибирский, уральский, дальневосточный, советский, антисоветский, постсоветский, досоветский, рязанский поэт!.. Чушь собачья! В стране великой литературы, великой поэзии. О каких вообще культурных реформах, расцветах, элитах может идти речь, если таким образом в огромной дробилке объярлычивают искусство, литературу наши сортировщики, прогрессивные, как паралич? Естественно, я - русский поэт. За что и переведены мои стихи на множество европейских, и не только европейских, языков.

Collapse )

Синтипоп как музыка революции и духовное явление

Вы думаете, что Лоскутов, размещая в своем блоге синтипоп-группы (от Zivert до 4Magic и от "Не твое дело" до "Время срать"), просто долбанулся, впал в эстетический примитив и в гламурный разврат? Но Лоскутов - философ, а у философа в блоге не бывает ничего случайного и мусорного. Всё в блоге философа имеет свой смысл, пусть и не всегда очевидный.
Синтипоп в России - это музыка моего поколения Х, наряду с русским роком. Поколение Х - это в такой же степени "Ласковый май", как и "Кино". Во времена своей юности я стоял за русский рок и считал синтипоп девчачьей музыкой. Но с годами я поумнел, и понял, что это не девчачья, а сугубо экзистенциальная музыка, и что именно "Белые розы" являются этическим манифестом "иксов", ключевым высказыванием поколения о себе самом.
Однако синтипоп интернационален. Во всем мире "иксы" начали смещать наглых и многочисленных, но неумолимо стареющих "бумеров" с командных высот. Где-то этот процесс может вылиться в политическую революцию, где-то нет. Однако в любом случае данному процессу требуется своя "Марсельеза", в качестве которой и выступает синтипоп, переживающий сейчас второе дыхание. "Бумеры" думали, что синтипоп искоренен, что его заменили "игрековские" рэп и RnB? А вот хрен! Синтипоп живее всех живых - и поколение Х идет с ним в атаку наперевес. Если это и не политическая революция, то эстетическая - устанавливающая норму в эпоху постмодерна. Вы понимаете? Норму в принципиально анормальной культуре! "Иксы" провозглашают, что синтипоп - это правильно и круто. И тем самым восстанавливают распавшуюся связь времен. ("Революция" дословно - это возвращение).
А что с русским роком? Русский рок, будучи провозвестником умонастроений "иксов", ринулся на "бумеров"-троцкистов (между прочим, на своих ровесников-комсомольцев) с открытым эстетическим забралом, сказал "Иду на вы", пошел - и проиграл. Это поражение честно признал Илья Кормильцев, а образцово-показательным выражением данного поражения стало перерождение Кинчева. Насколько интересна и остра ранняя "Алиса", настолько неинтересна и пресна поздняя "Алиса" со своей славянско-никонианской "бумерской" повесткой. (Сегодня из русских рокеров разве что Шевчук и Гребенщиков еще дают жару и талантливо режут правду-матку несмотря ни на что и вопреки всему). Когда Сёмин нападает на русский рок за "развал СССР", Сёмин показывает себя именно как троцкист. Любой нормальный сталинист должен быть благодарен русскому року за борьбу с лукавыми позднесоветскими троцкистами. В эстетическом плане советская власть держалась дольше всего - даже задолго после того, как хрущевцы убили ее в плане политическом. (А если вспомнить, например, не только рок, но и "Гостью из будущего"!). Русский рок - это закономерное порождение не просто русской, а советской культуры. "Я инженер на двести рублей, и больше не получу ... Но если б я мог выбирать себя, я стал бы самим собой". Вот он, настоящий советский человек, и он прекрасен!
Итак, "бумеры" подмяли и разгромили русский рок - можно сказать, задушили его в объятиях. Но, позвольте, как возможно идеологически разгромить синтипоп? Ведь синтипоп не идет ни на кого с открытым забралом, он едва уловим, словно аромат розы. Это хитрая атака - атака, о которой не подозревает противник. А если даже и станет подозревать, то у него нет средств для того, чтобы ей сопротивляться.
Почему синтипоп - это не просто политическое, но и духовное явление? "Игреки" разлили почти везде свои рэп и RnB как море говна. Да, рэп, как известно типичным "иксам", - это кал. (Один Дельфин там не кал). RnB немногим лучше. А всё почему? Не только потому, что "игрекам", похоже, медведь на ухо наступил. Но и потому, что музыка "игреков" является духовно плоской. Она исключительно о повседневности - и о том, что из повседневности некуда выбраться. Некуда выбираться. Ты можешь крепко стоять на ногах или стоять на голове - ты никуда не денешься из мира повседневности, т.е. из мира капитала. Никуда и никогда. Твоя подворотня тебя всегда догонит. В то время, как синтипоп - это, напротив, разговор о Красоте и Романтике. Пусть об искусственной красоте, пусть. Но в этих картонных цветах правды больше, чем в бутылке настоящего пива. Синтипоп не зацикливается на подворотне, он взыскует другого мира. "Не будут больше надо мной смеяться из твоего подъезда пацаны". Вот так. Разница в том, что синтипоп формировался в эпоху влияния идеи СССР, в эпоху мыслей о другом мире, о строительстве социализма. Пусть только мыслей, пусть. Но это настоящий Модерн, это идея борьбы лучшего с хорошим. Да, начиная, казалось бы, с примитива - какая девушка лучше или с каким парнем стоит заводить отношения, а с каким - нет? Но, если вдуматься, такие проблемы совсем не примитивны. Они лежат в основе вопроса о качестве человеческой жизни, о том, будет в ней прорыв к лучшему или нет. А музыка "игреков" - это продукт краха мечты о другом мире. Только и всего.
А от взыскания другого мира - один шаг до взыскания Града Небесного. Как в патристике нередки истории о том, что, например, конкретный содержатель публичного дома оказывается духовнее конкретного инока, так и сегодня иная попса может оказаться духовнее иных поповских проповедей.