Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Студенческое

Совершенно точно могу сказать, чем нынешние студенты из поколения Z отличаются от предыдущих из поколения Y. Если "игрек" заваливал контрольную точку, он её просто стоически переписывал - удачно или нет. Если "зет" заваливает контрольную точку, он обязательно спрашивает преподавателя, где именно кроются ошибки, и только после получения ответа переписывает работу (как правило, удачно). Возросшая степень организованности студентов налицо.
promo yuri_loskutov october 28, 2030 23:48
Buy for 20 tokens
Кандидат философских наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета. Христианин Русской Православной старообрядческой Церкви. Сторонник Пиратской партии. Важные записи: Обо мне: Промысел Божий Профессиональное Профессиональное - 2 3 октября 1993-го…

Дистанционное

Сегодня приезжаю на работу, а занятия в ПГНИУ отменены в ближайшие три дня, всех проверяют бесконтактным термометром. С четверга мы как-то должны наладить дистанционное обучение студентов на неопределенный срок - видимо, в оставшийся месяц до конца расписания в триместре. Боюсь, что в итоге триместр будет испорчен. Другие вузы Перми применили сегодня такую же меру. Удивляюсь, зачем это надо? 20 лет работаю в сфере высшего образования, но такого не было даже при свином гриппе. При этом никакой эпидемии коронавируса в Перми нет - есть всего один заболевший, который госпитализирован.

О краткосрочных контрактах

У практики ТюмГУ при ректоре Фалькове наряду с безусловно светлыми сторонами (большая зарплата преподавателей при низкой аудиторной нагрузке) обнаружилась и темная сторона - краткосрочные контракты (на которые жаловались, например, тюменские математики тогда, когда Фальков баллотировался в местные депутаты). Понятно, что ТюмГУ - вуз с большими амбициями, участник проекта 5-100, и потому он напоминает спортивную команду с непрерывным отбором лучших из лучших. Наверное, это и неплохо, что в стране есть отдельные вузы "спортивного" характера, добивающиеся высоких международных достижений. (Хотя в чем именно они высокие и высокие ли на самом деле - это философский вопрос, требующий отдельного рассмотрения). Да, подогретые амбиции и режим работы "капиталистическую пятилетку в четыре года" могут успешно стимулировать некоторых профессионалов. Но далеко не всех. Очень многих талантливых ученых такой режим просто невротизирует и выбивает из колеи.
Если новый министр вздумает масштабировать на всю Россию не низкую аудиторную нагрузку, а краткосрочные контракты, то такой подход будет совершенно контрпродуктивным. Академическое сообщество просто начнет непрерывно терять людей - как монеты и ключи сквозь дырявый карман. Таланты и характеры у всех разные, поэтому в академической сфере нужны разные успешные траектории профессионального роста, а не одинаково стандартизированные в "спортивных" целях.

Как вывести российскую науку на мировой уровень?

Как вернуть отечественной науке лидирующие позиции в мире? Не по отдельным направлениям, а в общем и целом? Решение сколь очевидное, столь и противоположное тому, что делается в России сегодня. Если хотите сделать науку столь же эффективной, как "на Западе", то и меры должны быть такими же, как "на Западе". Точнее, хотя бы такими же, как "на Западе". Там наука делается в основном в университетах, а в России преподаватели вузов - это колоссальный и неиспользуемый научный резерв. Почему неиспользуемый? Потому, что на науку у вузовских преподавателей почти нет времени.
Во-первых, нужно радикально, в разы, снизить учебную нагрузку на преподавателей вузов (разумеется, при сохранении зарплаты), т.е. довести нагрузку до западного уровня. Понятно, что для этого нужно в разы увеличить количество преподавательских ставок.
Во-вторых, нужно снизить (пусть не в разы, но снизить) требования по количеству научных публикаций. Завышенные требования нередко ведут к появлению "мусорных" статей, на чтение которых ученый вынужден тратить свое время. Например, в моей науке (философии) около половины отечественных статей - "мусорные". И это не от хорошей жизни - я коллег вполне понимаю, хотя сам написания таких работ стараюсь избегать.
В-третьих, нужно решительно дебюрократизировать вузы. Вместо того, чтобы заниматься наукой, преподаватели вынуждены месяцами готовить документы для аттестации своего учебного заведения. Ибо кто главный в российском образовании и российской науке? Чиновник. (Читайте околокремлевский телеграм-канал "Научно-образовательная политика" - и вы убедитесь в том, что: а.) в образовании и науке нет ничего важнее Чиновничьей воли; б.) со студентами надо всё-таки немного считаться, ибо они несут Чиновнику денежку; в.) профессора и доценты - это такая шелупонь, что с ними не только не надо считаться, но и упоминания они зачастую не достойны. Ибо профессора и доценты Чиновнику денежку, дескать, не несут, а, напротив, у Чиновника денежку сосут. Прямо социальные паразиты, ет-меть! И, разумеется, число этих социальных паразитов должно быть сокращено - например, путем чтения лекций он-лайн Особо Блатными Преподавателями из московского кампуса НИУ ВШЭ. А то и вообще заменить преподавательский корпус Искусственным Интеллектом, который зарплату не просит. Пускай идут в школьные учителя, сторожа или в бизнес. А наука? Науку будут делать Особо Блатные Ученые из преимущественно московско-питерской тусовки, раздающие друг другу гранты, разве не понятно? И если надо пнуть профессоров, то следует ссылаться не на интересы Чиновников, а на интересы студентов - очень удобно!).
Что мы получаем в результате реализации трех указанных мер? Привилегированную и почти бесконтрольную профессиональную страту, две трети представителей которой наукой особо заниматься и не будут. (Но также в массе своей не будут заниматься шатанием основ государственного строя и криминалом - в силу своей социальной удовлетворенности). Однако оставшаяся треть займется делом - и продвинет российскую науку так, что все прочие страны обзавидуются. Русская культура - умная культура. Бездельничать русскому человеку скучно.
Разумеется, для реализации указанных мер необходимы деньги. Меньше яхт для олигархов, меньше премиум-автомобилей для их отпрысков, меньше золотых унитазов и т.д. И меньше ставок для чиновников: в конце концов, дебюрократизация образования - это уже экономия. Но разве путинский режим на это пойдет?!

Самое неорганизованное поколение

В Анютином классе все родители - из нашего поколения "икс". Там жизнь бьет ключом - всё время что-то организуется мамами и папами для детей. А вот в Ванином классе большинство родителей - уже "игреки". И учительница жалуется, что никогда ещё она не видела таких пассивных мам и пап. А в Пашкиной подготовительной группе детского сада "игреки", будучи в родительском большинстве, вообще устроили саботаж. Элементарный пример - выпускные фотоальбомы (май уже скоро!). "Иксы" предложили сделать их централизованно - это проще и дешевле. "Игреки" же воспротивились - им, видите ли, не нравится ни один из стандартных вариантов дизайна! В итоге будет только фотосессия, а с получившимися фото каждый родитель будет делать то, что ему заблагорассудится. Мы с подобным ещё не сталкивались - ни в Анютином садике, ни даже у Вани! Таким образом, создать фотоальбом будет и сложнее, и существенно дороже. Но зато все субъективные хотелки "игреков" будут учтены! И что, нам потом придется ещё 11 лет терпеть такое поведение, когда младший сын пойдет в школу?!
Почему они так себя ведут? Потому, что их жареный петух не клевал! Потому, что большинство "игреков" не застали в сознательном возрасте ни 1992-й, ни 1998-й. Отсюда навыки коллективной самоорганизации у "игреков", как правило, ниже плинтуса - хотя индивидуально они в целом довольно успешны. Что они будут делать, если в России грянет очередной "дефолт", если индивидуальные усилия здесь снова резко обесценятся?! Гоа-то не резиновый! Они будут спиваться? Звать маму на помощь? Просто сидеть и плакать?

Финансовое

Когда я пишу, что у меня нет денег на научные командировки, это не означает, что у меня нет денег вообще. У меня трое детей - и они обеспечены. А факультет наш небогатый - спонсирует командировки лишь частично. Москва же, например, город дорогой. В Уфу-то на конгресс в 2015-м я съездил с трудом, а инфляция всё растёт и растёт ... В новые кредиты предпочитаю не залезать.
Есть важный "лайфхак", за счет которого наша семья путешествует летом - это налоговый вычет. Если сравнивать его с советской "тринадцатой зарплатой", то он её выше, но, если "тринадцатая зарплата" была для большинства граждан, то налоговый вычет - для меньшинства, пусть и для довольно многочисленного меньшинства. В моем случае имеет место ежегодное возвращение выплаченного мною налога в качестве компенсации за траты, понесенные при смене жилья. Однако получить вычет можно и для компенсации затрат на лечение и образование. Документы для налоговой заполняются самостоятельно с помощью компьютерной программы. Подавать заявление на вычет лучше в январе, чтобы к летнему отпуску деньги уже пришли - это долгий процесс. Так что пользуйтесь - пока "либеральные" "оптимизаторы" не прикрыли данную лазейку для граждан.

Памяти профессора Орлова

Вчера мы хоронили на пермском Северном кладбище выдающегося русского философа-марксиста Владимира Вячеславовича Орлова. Нашего учителя, коллегу, соратника.
Признаюсь честно - я не был особо лично близок со своим учителем. Он - "продукт" великой советской эпохи - был внешне и внутренне великолепен. Интеллектуальная харизма и выглаженные костюмы. Я - закомплексованный, помятый несчастливыми девяностыми - просто опасался орловского личностного сияния и его беспощадно точных формулировок. Вплоть до того, что одно время я сбегал работать на другой этаж подальше от начальства. Это говорит скорее о моих внутренних комплексах - во многом уже изжитых, но не о самом Орлове, который был на самом деле человеком добрым и порядочным.
Это он взял меня (старообрядца и ни разу не комсомольца) в аспирантуру, это он сделал из меня (историка, открывшего для себя марксизм через медиевистику) профессионального философа. Это он организовал факультет, на котором я нашел свое место.
На чем мы с Орловым профессионально сошлись? На любви к истине, даже на фанатичной преданности к ней. Профессор Орлов никогда не был конъюнктурщиком, да и я, в сущности, тоже. Его ругали и советские перевертыши, и постсоветские ones. Мне также во многом была близка и понятна его склонность к публичности.
Как философ он был довольно самобытен и признавался, что у него не было какого-то одного определяющего учителя. Он основал научную школу, спецификой которой стала неразрывная связь между общефилософской и социально-философской проблематикой - для нынешних марксистов это редкость.
Его концепции в философии сознания, диалектике и философии экономики находятся на мировом уровне. Ровесники Орлов и Батищев - величины одного порядка. А Батищева я неоднократно называл гением ... И уж, конечно, Владимир Вячеславович на две головы выше Ильенкова, чьи построения наша школа неоднократно разбивала в пух и прах.
Чувствую теперь свою моральную ответственность за то, чтобы не оскудевала русская философская нива ...

Старообрядческий священник о. Алексей Лопатин о факторах церковного руководства

Верная и чрезвычайно актуальная реплика в Фейсбуке о. Алексея Лопатина вот на это: https://ruvera.ru/articles/obrazovanie_staroobryadcev
"Моя реплика на интервью Леонида Севастьянова интерфаксу, которое можно найти в том числе и на сайте Русская вера.
Как было бы всё просто: расставил на ключевые посты «самых образованных, самых продвинутых, самых интеллектуальных»... и всё, можно быть спокойным. История учит нас другому. И в современности, и в XVII веке можно найти примеры негативной деятельности «интеллектуалов». Дело, таким образом, не только в образованности, хотя она полезна (кто с этим спорит?), но и (может быть, в первую очередь) в индивидуальных особенностях руководителя, в его стиле и методах руководства.
Если иерарх принимает решения, не советуясь с широким кругом лиц, он обречен на ошибки, которые приводят к снижению его авторитета. Понятно, что в приходе, в епархии, в церкви бывает разное видение одного и того же события или решения. Но если руководитель слушает только тех, кто ему не противоречит, и не слушает альтернативную точку зрения, это приводит к ошибкам.
Если иерарх плохо разбирается в людях, он обречен на то, что рядом с ним появятся проходимцы и прихлебатели, может быть, даже высоко образованные.
А если у иерарха нет внутренней установки на консервативную, традиционно-православную позицию, образованность вообще можно не обсуждать...
В этом (и во многом другом) заключается мудрость руководителя, который умеет слышать разные доводы, советоваться с разными людьми и принимать правильные решения. И высшее образование поможет в этом далеко не всегда".

Школьное

Ваня сегодня отправился в первый раз в первый класс.
Определить его в Анютину гимназию по месту прописки мы не успели - все места закончились за два-три дня. Пермские школы дико переполнены. Теперь станем возить Ваню за две остановки. А на следующий год надо будет не упустить место для Паши.